История Абхазии.

 

Крепость — "Анакопия" в Абхазии, далее как Анакопийская крепость находится в курортном городке - Новый Афон на вершине одноименной горы. Анакопийская крепость в настоящее время, самое наиболее хорошо сохранившейся сооружение древности на территории Абхазии.

В пятом, шестом тысячелетии до нашей эры, на склоне Анакопийской горы появилось древнейшее поселение. Каменные орудия и керамика того времени, неоспоримые тому свидетели. В истории Анакопийской крепости, то время значится как - новокаменный век.

Анакопийская крепостьВ единичных раскопках, проведённых в пределах Анакопийской крепости, найдены грубые керамические изделия, их можно приурочить к бронзовому веку.

В IV—II вв. до н. э. на склонах Анакопийской горы уже проживало поселение городского типа. Торговые отношения поселение имело с центрами Малой Азии, а также древней Грецией. Такое предположение находит Подтверждение этому, служат обнаруженные в слое городища, черепки керамики — амфор и чернолаковой посуды, завозимой суда.

В первых веках н. э. Западное Закавказье бало под властью Римской империи. В третьем, четвёртом веках вторгаться в Абхазию, начинают северо-кавказские горцы, кочующие племена готов и гуннов. Присутствующие здесь силы римлян, используются для порабощения местного населения, либо для защиты периферийных владений Восточноримской (Византийской) империи.

Анакопийская крепость с высоты птичьего полета

В ее же интересах абазги и лазы обязаны были охранять перевальные проходы с севера. Это вполне соответствовало и интересам местного населения. В интересах безапасности абазги, лазы охраняли перевальные проходы с северной стороны. Это соответствовало и интересам местных. Для организации такой обороны необходимы были крепости и сооружения военно-стратегического назначения. На рубеже античности и раннего средневековья, сооружается ряд мощьных укреплений, среди них и Анакопийская крепость.

Анакопийская крепостьАнакопия - наиболее из древних укреплений Абхазии. Была возведена римлянами и абазгами в IV — V вв. в интересах византийцев, при их непосредственной поддержке, когда царство Абазгия, Лазское царство и Апсилия, находились в подчинении. Слово «Анакопия» переводится с абхазского языка, как «изрезанная», «выступ», «иссеченный». На греческий лад, её называли — Трахея, в переводе «суровокремнистая». Трахея Анакопия упоминается во многих источниках.

Для врагов эта местность казалась суровой и не приступной. Такой она предстает для врагов, в описаниях современников. В VI в. византийский историк Прокопий Кесарийский писал об Анакопии. Анакопиия значительное, мощьное укрепление абасгов на берегу Эвксинского Понта. Эвксинским Понтом называли тогда Черное море, которое гласило как "Гостеприимное". Здесь, отмечает Прокопий, абазгам постоянно удавалось отбивать нападение врагов. Преодолеть неприступность Анакопии было делом трудным и не неудивительно. Всего один проход был в Анакопию, мощно защищённую страну абазгов. Да и по этому проходу нельзя было идти по двое в ряд. Можно Нужно было идти туда дуг за другом, пешим, с трудом. Над узенькой тропкой нависала отвесная скала, идущая от лагеря до моря.

 Анакопийская крепость на вершине горы

До сей поры нет таких битв в Анакопии, как знаменитая война в 550 году, между абазгами и византийцами. Скорее всего, Трахейское укрепление, блестяще справлялось с функцией отведённой главной крепости. Историк, Прокопий Кесарийский подчёркивает то, что в центре Трахеи существовали люди, разговариваящие на греческом. Историк, наверное, указывает на видимо греческое население Трахеи и абазгов, владебщим греческим языком. На территории Абхазии и Колхиды, в античную эпоху распространённым становится греческий язык. Для местных людей греческий язык использовали в качестве письменного. Часть коренного населения, тоже владела греческим языком.

Греки составляли малую часть населения Трахеи. А из абхазского населения греческим языком, владела знать, купцы и служители религии. Прибрежная часть города Анакопии, заселена была очень плотно. В домах абазгов прожмвало по многу человек. Дома были расположены близко друг к другу и окружались стеной со всех сторон.

Анакопийская крепость. (цитодель)Начиная с V века, между Византийской империей и Сасанидским Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство.
Овладение торговыми путями в Китай и Индию, стран Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей. В международной политике того времени значительная роль была отведена Закавказью. В VI веке это Соперничество привело к длительной, войне за Колхиду в VI веке, которая была квовопролитной. В военных событиях того периода участие принимало и местное абхазское и картвельское население, боровшееся против завоевателей за свою свободу.

Значительным по величине событаем стало антивизантийское выступление абазгов. В VI веке, Абасгия состояла из двух областей и была вассально зависимой страной от Византии. Во главе каждой области был свой правитель. Такое деление страны устраивало византийцев. Для утверждения соперничества с Ираном, император Юстиниан делал попытки подчинить Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии стала угрожающей, несмотря на то, что на первоначальном этапе императорский двор вёл лояльную политику в отношении Абазгии.

С продолжением в 542 году войны в Колхиде, византийцев с персами, Юстиниан отправил в Абазгию войска, которые разсредоточились в нескольких пунктах приморья. Это стало началом порабощения коренного населения и вызвало большое недовольство. Коренное население под предводительством царя Опсита, имевшего резиденцию в Трахее, поднялось на борьбу против поработителей. Восстание произошло в 550 году н. э. однако поработители не были выгнаты из страны.

Вход в Анакопийскую крепость

Царь восточной части Абазгии Опсит, собрал абасгов и начал готовиться к отражению нападения византийцев. Союзниками взять решили иранцев. Чтобы установить союзные отношения туда была послана делегация. Ее возглавил правитель Абазгии — Скепарно. Абазгия представляла собой маленькую страну, но византийцы считали серьезным делом её покорение, не смотря на то что им была известна неприступность Трахей и свободолюбии коренного населения. Знали они и о сложности ведения боевых действий в условиях гористого рельефа страны.

Результатом стало жесточайшее сражение у стен Анакопийской крепости. В результате крепость была взята. Исход сражения предрешили: преимущество завоевателей в численности, хорошая их вооруженность и тактика, которая позволила окружить абазгов. Крепость же, хотя и была достаточно укрепленной, обладала рядом уязвимостей.

Последствия Трахейских событий были катастрофичными для абазгов. Абазги потерпели поражение и не осуществилась их заветная мечта — о своей независимости. Большая часть людей Трахеи, женщины, старики и дети, сгорели в своих домах. Оставшихся в живых поработители полонили и наказали очень сурово. Многие были проданы в рабство. Основное укрепление абазгов, получило серьезные разрушения. Страшному разорению и грабежу было подвергнуто всё вокруг.

Царь юго-восточной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны — Опсит с остатками воинов эмигрировал к своим союзникам, северо- кавказским гуннам. Правитель поддерживал с гуннами давние связи. Византийцы же упразднили власть правителей Абазгии и подчинили её Восточноримской империи.

Со II половины VII в. происходит процесс возрождения абазгов. Абхазские племена создают Абхазское княжество, которое лишь вассально зависит от Византии. Некоторые исследователи считают, что в конце 7 в цари Абазгии становятся практически самостоятельными. В условиях Абхазского княжества 7 века и были возведены стены, Анакопийской башни и вторая очередь Анакопийского комплекса.

Цитадель Анакопийской крепости

В VII и половине VIII веках, крепость Анакопия служила центром и крупным опорным пунктом Абазгского княжества. Арабы, вошли на политическую арену в 30-х годах седьмого века, воспользовавшись ослаблением Византии и Ирана. Они за короткое время захватили нескольео стран и народов Ближнего Востока. В 30-х годах VIII века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Он возглавил 120-тысячную армию, с помощью которой должен был завоевать местные народы.

В 736–738 гг. арабы разрушили часть городов и крепостей Восточной Грузии. Мурван опустошил и Южную Грузию. Он установил там свой режим и отправился в Западную Грузию. И вот, началось новое, нашествие арабов во главе с полкаводцем Мурваном ибн Мухамедом.

Мурвана ибн Мухамед, разорив Армению и Грузию, пришел за картлийским правителем Миром и его братом Арчилом в Абхазию. Арабы жаждали овладеть Абхазией и Эгреси, чтобы установить в регионе свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. Преследование Мира и Арчила было лишь поводом для реализации замысла. Надежнейшим местом их защиты, была лишь Анакопия. В Анакопии поспешно приступили к мобилизация абхазских сил. Суда же стали прибывать и грузины.

Арабские войска безуспешно совершали попытки взять штурмом укрепленную Анакопию. В ней находилось более 3 тысячи воинов — две тысячи абхазов и более тысячи грузин. Арабские воины не смогли их сломить. Противник, имевший меньшую численность был мужественным и стойким. Неприступная Анакопия напрочь сорвала планы арабов. Тогда арабские воины, решили крепость взять измором. Это оказалось для них задачей непосильной. В течении полугода защитники крепости отбивали штурмы, превосходящего неприятеля. К счастью во вражеском лагере вдруг вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости разгромили многочисенного противники. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск. Непобедимому полководцу Мурвану ибн Мухамеду пришлость уйти из Абхазии с огромными потерями.

Часовня Анакопийской крепости

Важнейшую роль в исходе сражения сыграла именно Анакопийская крепость. Выстоять перед многотысячной и устрашающей силой арабов, позволило мужество защитников крепости. В купе с выгодным стратегическим расположение и неприступностью Анакопийской крепости, а также системой оборонительных линий, враг потернел поражение. Закалённая опытом многочисленных осад, Анакопия выстояла.

Летописцы повествуют, что победу одержать помогла «чудодейственная» сила Анакопийской иконы богородицы. «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами». После поражения арабы под натиском абхазского войска, спешно покинули Абхазию и Эгриси.

Огромным войскам Мурвана ибн Мухамеда, «по численности равным темной туче саранчи и комаров», под Анакопией противостояло 3 тысячи воинов, абхазов и грузин. Арабы, кроме превосходства в численности войск, имели отличное по тем временам вооружение, имели множество видов вооружения: тяжелую осадную технику — катапульты, баллисты, стенобитные машины, зажигательными снаряды. Их стальное оружие славившееся во всем мире, было изготовлено в Дамаске.

В VII в. и до последней четверти VIII в. Анакопия, с крепостью, являлась не только столицей Абазгского княжества, но была одним из значительных экономических, административных и культурных мест всего Западного Кавказа. В VII—VIII вв. происходит интенсивный процесс консолидации абхазских племен-народностей. Абазгское княжество постепенно расширяет свои границы, усиливается в экономическом и политическом отношениях.

В начальный период укрепления Абхазского царства Анакопия была его столицей. Затем таким стал город Кутаис. Анакопия продолжала оставаться крупным центром и портом в Абхазском царстве. Территория Анакопии разрасталась. Она застраивалась всё новыми жилыми домами и общественными зданиями. В 786 году Архонт, абхазский князь Леон II выходит из протектората Византии и объявляет себя царём. В 778 г. в результате династического брака с пресёкшейся династией Лазского царства (ветвь Сасанидов) абхазские Аносиды освободили от арабов Лазику, то есть всю Западную Грузию вплоть до Лихского хребта и правят крупнейшим христианским государством региона более 200 лет.

В VIII–IX веках на склоне Анакопийской горы, как и в прибрежной части города, распологались многочисленные жилые постройки. Так, в раскопанных террасах на территории крепости обнаружено множество обломков строительного материала, черепица, кирпич, тесаные камни, куски штукатурки из известкового раствора с мелким песком. В этом же слое были обнаружены известняковые колотые камни, морской гравий. По этим материалам делают вывод, что некоторые башни крепости были значительно разрушены а потом вновь выстроены.

Руины одной из башен с видом на Черное море

К концу раннего средневековья частично достраиваются. Усовершенствуются элементы Анакопийского оборонительного комплекса. В раннее средневековье Анакопия - один из центров христианства на Западном Кавказе. Здесь имелись храмы VI–VII веков, о чем свидетельствует характер декорации анакопийских плит, близость их мотивов к раннехристианским. В Анакопии в VIII веке существовал храм. Это подтверждает сообщение о том, что осажденные арабами защитники города пользовались чудесным покровительством иконы Божией матери. Несомненно, что крепость, хранящая чтимую икону, имела и церковь.

В X—XI вв. Анакопия являлась одним из крупных экономических и культурно-христианских центров Абхазии. В это время к основному комплексу Анакопийской крепости были построены некоторые дополнительные укрепления. Укреплялись и достраивались некоторые основные башни крепости. Так, четырехэтажная башня южной стены внешней линии обороны в раннем средневековье состояла из двух этажей.

Начиная с 1008 года к власти, приходит грузинский правитель Баграт, который являлся наследником абхазских царей по матери. Баграт был из династии Багратионов в Абхазском царстве. Позже лидирующая роль переходит к картвелам, восточногрузинскому языку и культуре. Вплоть до царствования Тамары Великой в титулатуре царей на первом месте стояло наименование «Царь абхазов». Анакопия — в это время становится объектом споров и столкновений между Византийской империей и Грузинским государством, в состав которого входило бывшее Абхазское царство.

В начале 30-х годов XI в. крепость перешла во владение византийцев. Тогда и была возведена Главная Восточная башня. Долгие годы Баграт IV не имел возможности мобилизовать силы для освобождения Анакопии. Народная память сохранила множество красивейших легенд о неприступности Анакопии, об отваге и мужестве ее защитников. Согласно им лишь однажды хитростью и вероломством нанесли поражение защитникам Анакопии. Около 1046 г. грузинский правитель Баграт IV попытался силой оружия освободить Анакопию из-под византийской власти. В этом деле основной опорой грузинского царя было местное абхазское войско Цхумской области.

 

Вид на Новоафонский монастырь со стен крепости

Тбилисский эмират, подчинявшийся арабам, находился вне власти грузинского царя. Воспользовавшись моментом, передовые люди Восточной Грузии после смерти арабского провинциального чиновника мобилизовали антиарабские силы для освобождения Тбилиси; Баграту, возглавившему эту борьбу, пришлось уехать в Кутаиси, где он собрал местные силы и двинулся с ними в Картли. Продолжение осады Анакопии было поручено Цхумскому воеоводе Отаго Чачас-дзе, вероятно, из феодального рода Чачба. Однако местным силам и на этот раз не удалось изгнать византийцев.

Таким образом, Анакопия и после 40-х годов XI в. долгое время принадлежала византийцам. Она оставалась одной из баз на побережье. Ее стратегическое положение внушало византийцам мысль ремонтировать укрепления и строить новые крепостные здания. В общей сложности Анакопия находилась в руках византийцев около ста пятидесяти лет. За это время в Византии правили 11 императоров. В конечном счёте, они была вынуждены покинуть Анакопию.
С натиском турок-сельджуков, внешнеполитическое положение Византии было значительно ослаблено, и она не могла уже удерживать Анакопию. Изгнание византийцев и освобождение Анакопии произошло при сыне Баграте IV, царе Георгии II.

Окончательное изгнание византийцев произошло в 80 годов XI века, в последние годы царствования Георгия II. Видимо, в первые годы правления византийского императора Алексея I Комнина. Освобождение в ХI в. «главной крепости Абхазии» Анакопии от византийского владычества Георгием II в. грузинской летописи отмечается как важное событие в истории абхазского народа. В это время Анакопия благоустраивается.

Реконструировались старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Весь город обнесли новой оборонительной стеной, проходящей вдоль берега. Эта стена, ныне почти вся разрушенная морским прибоем, являлась четвертой линией обороны Анакопии. Третья линия обороны проходила от воротной башни второй линии по правому берегу р. Мысра (Агца) до берега моря и заканчивалась башней на естественной возвышенности над берегом моря.

Цитадель Анакопийской крепости

На месте современного Нового Афона находилась колония Генуэзской республики — Никофия (Nicofia) на реке того же названия (flum de aicofia). Как известно, в Средние Века в ряде пунктов побережья Абхазии существовали генуэзские торговые фактории. Они были в Гаграх, в Пицунде, в районе Гудауты, в Новом Афоне, в Сухуме. В административном отношении эти абхазские торговые пункты, как и все генуэзские фактории на побережье Черного и Азовского морей, подчинялись городу Каффе (Феодосия). В определенное время Сухум являлся резиденцией протектора всех генуэзских факторий на Кавказском побережье.

Генуэзский торговый пункт, расположенный в Новом Афоне, являлся достаточно крупным факторием. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов лес. Это были такие ценные породы древесины как самшит, красное дерево, каштан, грецкий орех. Они покупали также мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, и, особенно, живой «товар» — рабов. Взамен генуэзцы местному населению привозили оружие, предметы быта, роскоши, ремесленного производства. Об известности и значении здесь генуэзского торгового пункта свидетельствуют итальянские карты XIV в. На этих картах в разных формах встречается название Анакопия. Она обозначается как Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия.

В средневековье Анакопию также называли Акалифис, Ниосохия, Никополь, Ахейзос, Никопия, Никопсис, Анакопси, Пханакопи. Но со второй половины XVII в., в Абхазии усиливается турецкая экспансия. В Абхазии постепенно искореняется христианство. Анакопия опустела. Ее роль как крепости и религиозного центра стала незначительной. События XIX века (Русско-Кавказская и Русско-турецкие войны) имели трагическое значение для абхазского государства и его народа. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено, местное население вынуждено было покинуть Родину, а их земли щедро передавались новым колонистам. Так земли вокруг Анакопии были переданы Новоафонскому монастырю.

В начале XX века монахи Новоафонского монастыря частично разрушили стены крепости, возле южной стены построили жилой дом и здание гостиницы. Входную калитку снабдили лестницей, провели сюда дорогу. При ее строительстве они также повредили некоторые элементы второй линии обороны. Тогда же появилось нынешнее название города — Новый Афон.

Новоафонский музей боевой славы и башня крепости на вершине горы (на заднем плане)

15 сентября 2006 г. стал памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. К 15-летию со дня победы народа Абхазии в войне была закончена реставрация памятника и он был открыт для посещения.

Поделись ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!


Примечательности Гудаутского района

  1. Гагра
  2. Пицунда
  3. Афон

Наши контакты

Хотите связаться с нами, задать вопрос, получить более полную информацию? Мы будем рады помочь Вам.

Яндекс.Метрика