Свой национальный мир, основу своей национальной ментальности абхазы называют Апсуара. Именно с ее появлением древние люди, живущие в благодатной стране у Чёрного моря, стали абхазским народом. Не случайно слово «Апсуара» происходит от самоназвания этноса – апсуа.

Апсуара - культура Абхазии Апсуара

Апсуара – обобщённая характеристика абхазской национальной культуры, выраженная в устойчивой системе господствующих духовных ценностей и норм поведения.

Гармонично переплетаясь, они придают ей согласованность и законченность. Несмотря на свою древность, Апсуара - не окаменелость и не музейный экспонат - это живой, развивающийся организм. Как у всего живого на Земле, у Апсуара есть душа и тело.

Душу Апсуара абхазы называют Аламыс. Аламыс – это совокупность всех высших нравственных качеств человека: честь, достоинство, благородство, свободолюбие, совесть, чувство долга, верность, целомудрие. Тело Апсуара – Ацас: обычай, который определяет все сферы народного бытия, его повседневный и праздничный жизненный уклад. Времена и обстоятельства меняли облик Ацас: отмирали устаревшие обычаи, но рождались новые, также воплощающие в себе вечные ценности Аламыс.



Благодаря диалектической гибкости, присущей Апсуара, древний абхазский этнос и в начале третьего тысячелетия, сохраняет уникальное своеобразие своей культуры, своё неповторимое лицо, одновременно представляя собой современный, европейски цивилизованный народ. Именно Апсуара, сбережённая через века и тысячелетия, сохранила народ, несмотря на все перенесённые им тяжкие испытания. Старинная пословица прямо говорит: «Абхазов то сохраняет, что они Апсуара почитают».

Сегодня люди всего мира, сопротивляясь глобализации, ищут духовную опору в собственных корнях. Народы, обладающие древней культурой, становятся предметом уважительной зависти со стороны «молодых» наций. У абхазского народа есть чему позавидовать и чему поучиться.

 Культура Абхазии

"Памятники древней культуры Абхазии". М., 1972.

Культура и традиции абхазов наиболее близки и родственны северо-кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам, черкесам. Хотя, за многовековую историю Абхазия в культурном отношении претерпела большие изменения.

На оригинальную племенную культуру наслаивалась греческая, римская, византийская, грузинская, арабская, турецкая, русская. Совершалось переплетение верований, традиций, языков.

Современная культура Абхазии – это сплав христианских и исламских культурных традиций. Хотя по большей части Абхазия считается восточной страной. Здесь также развиты традиции знаменитого восточного гостеприимства, для приема дорогих гостей предусмотрен настоящий церемониал. Как и везде на Востоке – женщина – хранительница очага – и должна быть вести себя подобающе уважающей себя матери семейства. Это подразумевает и ее скромное одеяние.

В Абхазии все еще силен культ легенд и сказаний, в основном связанных либо с названиями поселений и природных объектов или с действиями и приметами. Прикладное искусство абхазов представлено многочисленными предметами домашнего быта: утварь, посуда, изделия из рога, дерева, металла, тканей.

Развитию разнообразных художественных ремесел способствовало натуральное хозяйство. Почти все вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, изготавливались здесь в каждой крестьянской семье. Из-под рук умельцев выходили художественно исполненные предметы, необходимые в народном быту и служившие одновременно декоративным украшением жилища. Женщины рукодельничали, пряли нитки, вязали, плели различные предметы одежды, вышивали и шили. Мужчины обрабатывали дерево, рога, металл с тем, чтобы изготовить различные предметы домашнего обихода.

Абхазы очень музыкальный народ. Многоголосая абхазская народная музыка необычайно красива и своеобразна. Народные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют ациональное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Народная музыка абхазов включает трудовые, обрядовые, исторические и бытовые песни, каждые из которых имеют свои жанровые особенности и разновидности.
Искусство Абхазского царства VIII-XI веков".

Абхазы настолько чтят песенное искусство, что даже танцы они…поют. Да, есть особый жанр плясовых песен. Их танцуют под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. В плясках доминируют темпераментные мужские пляски и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной.

 

Народное искусство

Народное искусство — вид художественного творчества. Постоянно стремление народа украсить свой быт, сделать окружающие его вещи и предметы не только прочными и удобными, но и красивыми. Своеобразие исскуства каждого народа определяется социально-экономическими условиями его труда и быта, особенностями природных условий, в которых он живет и трудится, наличием сырьевой базы для развития того или иного промысла.

Памятники народного искусства абхазов, сохранившиеся до наших дней, — многочисленные предметы домашнего быта: утварь, посуда, изделия из рога, дерева, металла, тканей, служат доказательством разнообразных художественных ремесел.

Длительному сохранению изделий народного искусства в быту абхазов содействовало натуральное хозяйство. Почти все вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, изготавливались здесь в каждой крестьянской семье. Абхазия издавна была богата сырьем для развития всевозможных отраслей бытового искусства. Из-под рук умельцев выходили художественно исполненные предметы, необходимые в народном быту и служившие одновременно декоративным украшением жилища.

Народное искусство абхазов неотделимо от образа жизни и характера занятий народа. Оно пронизывало буквально все стороны быта. Уже с детства ребенка старались приобщить к красоте. Подрастая, он мог наблюдать многочисленные изделия домашнего обихода, тщательно и с большим вкусом изготовленные его родителями. Искусству рукодельного мастерства девочек начинали обучать с 7-8-летнего возраста.

Их учили прясть нитки, вязать и плести различные вещи (косынки, чулки, носки), позже обучали искусству тканья, вышивки, кройки и шитья. Мальчиков, помимо искусству верховой езды, обучали технике обработки дерева, рога, металла и др. Родители бережно передавали им свое умение и навыки, полученные, в свою очередь, от их родителей.

Театр

Немногочисленные абхазские народные театральные коллективы, руководимые выдающимся абхазским поэтом, прозаиком, драматургом и ученым Дмитрием Гулиа в Сухуме и педагогом Плаоном Шакрылом в Очамчире, начинали свои первые шаги на сцене еще до установления советской власти в Абхазии и подвергались постоянным угрозам со стороны меньшевистского правительства Грузии.

Прошли тяжкие годы и сегодня Абхазский театр — один из лучших профессиональных коллективов Кавказа радует зрителей интересными постановками не только абхазских авторов, но и произведений классиков мировой драматургии, среди которых: Шекспир, Шиллер, Еврипид, Софокл, Гоголь, Лопе де Вега, Гольдон, Мольер, Гарсиа Лорка, Островский, Горький, Брехт, Кальдерон, Грибоедов и др.

Абхазский советский театр, вобрав в себя лучшие традиции мировой театральной культуры, стал развиваться самостоятельно, прокладывая свою дорогу к вершинам искусства. Героический, воинственный дух абхазского народа, его любовь к веселью и юмору, получили яркое сценическое воплощение.

Государственный русский театр драмы Республики Абхазия"Театр много сделал для развития абхазской оригинальной национальной драматургии. Его репертуар состоял из произведений Д. Гулиа, С. Чанба, Д. Дарсалиа, Муты Кове, М. Лакербай, Г. Гулиа, В. Агрба, К. Агумаа, А. Ласуриа, Ш. Пачалиа, Ш. Чкадуа, Р. Джопуа, Н. Тарба, А. Гогуа, Ш. Сангулиа, Д. Ахуба, Ш. Басариа, Г. Гублиа, А. Мукба, Ш. Аджинджала, А. Аргун, М. Чамагуа. Немалая заслуга в развитии абхазского театра принадлежит общественному деятелю и педагогу К. Дзидзариа — первому организатору драмстудии.

Вообще надо сказать, что со дня организации абхазского профессионального театра в его творческую атмосферу включились многие известные драматурги, режиссеры, композиторы, художники, принимавшие непосредственное участие в становлении национального театрального искусства республики.

Среди них особое место занимают русский режиссер Василий Иванович Домогаров и его ученики — основоположники абхазской национальной режиссуры Азиз Агрба, Шарах Пачалиа и Кадыр Карал-оглы. В 70-е годы в театр пришли талантливые режиссеры, окончившие вузы Москвы, Ленинграда, Тбилиси,— Нелли Эшба, Дмитрий Картава, Михаил Мархолиа, Хута Джопуа, Николай Чиковани, Валерий Кове, Н. Мукба и др.

Апсуара - культура Абхазии

За годы своего существования Абхазский театр накопил большой творческий опыт, утвердилась своя традиция ставить спектакли как героико-романтические, так и комедийные. Абхазским актерам старшего и младшего поколений одинаково подвластны и героические, и комедийные образы.

В театре уже четко сформировались героико-романтические и сатирико-гротесковые традиции. Абхазская сцена по праву гордится такими замечательными актерами старшего поколения, как Шарах Пачалиа, Азиз Агрба, Леурсан Касландзиа, Разанбей Агрба, Екатерина Шакербай, Анна Аргун-Коношок, Минадора Зухба, Марица Пачалиа, Михаил Кове, Иван Кокоскериа, Джарнас Амкуаб, Самсон Кобахиа, Вера Дбар, которые за свои заслуги удостоены почетного звания народных артистов Абхазии и Грузии.

Семью основоположников абхазского профессионального театра пополнила целая плеяда не менее талантливых актеров, среди которых Нурбей Камкиа, Софа Агумаа, Этери Когониа, Шалва Гицба, Чинчор Джениа, Виолетта Маан, Амиран Таниа, Олег Лагвилава, а также Алексей Ермолов, Сергей Саканиа, Рушни Джопуа, Леонид Авидзба, Нелли Лакоба, Заира Амкуаб-Ермолова, Мажара Зухба, Л. Гицба, 3. Чанба, С. Габниа и др. Под своды абхазского театра по достоинству заняли свои места и молодые актеры — Г. Тарба, С. Сангулиа, А. Даутиа, Т. Гамгиа, Т. Чамагуа, Р. Дбар, К. Хагба, Т. Авидзба, И. Когониа, Р. Сабуа, Л. Ванача, Е. Когониа, С. Начкебиа, Л. Ахба, В. Ардзинба, Л. Джикирба и др.

Хореография

У абхазского народа, многовековая история которого изобилует удивительными событиями, много интересных танцевальных представлений, рассказывающих о радостях и горестях языком пластики и мимики. До нас дошли и частично сохранились такие образцы народных театрализованных танцев-представлений как «Лалзын», «Дзиуауа», «Аршишракуашара», «Шаратын», «Иаирума», «Куабгяр-гяр», «Баста», «Аурааша», «Танец с воском» (девичий), «Уапакуаша», «Танец вылавливания чертей» и другие, которые в своей основе отражают жизнь и деятельность абхазов, их духовную культуру, религиозные верования, восприятие жизни и т.п.


Вам понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!


  • Видео

  • Фотографии

Sample Image Sample Images Sample Images Sample Images Sample Images Sample Images

Самолётом в Абхазию!

Zarina

Активные участники нашего блога

Озеро рица

Ри́ца  — горное озеро ледниково-тектонического происхождения.

Озеро рица

Олеандр

В природе произрастает три вида олеандра, в культуре только...

Олеандр в Абхазии

Мерхеул

Про мархяулский минеральный источник в Абхазии ходят легенды.

Мархяулский минеральный источник

Рассылка новостей

Не пропустите интересных событий публикуемых на нашем сайте!

Наши контакты

Хотите связаться с нами, задать вопрос, получить более полную информацию? Мы будем рады помочь Вам.

  • Skype: hippo.dn

Мы в социальных сетях !

Мы в социальных сетях. Узнавайте последние новости о нас в социальных сетях! Делитесь с друзьями! Присоединяйтесь и следите за нашими новостями!

Яндекс.Метрика

Проверка тиц pr

Настоящий ПР abkhazia-apsny.ru