Недалеко от Новой Гагры, у реки Бзыбь, находится большое абхазское селение - Бзыпта (Бзыбь). Здесь же расположено и Бзыбское ущелье, знаменитое постоянными сильными, порывистыми ветрами. Они дуют в сторону морю из глубины каменного ущелья. Среди гор здесь гордо и величественно течёт река Бзыбь.
{jumi[*2]}
Село приобрело своё имя по названия местной реки. Река Бзыбь - это 2 в Абхазии, после Кодора, по величине река. Раньше название Бзыбь простиралось на большую территорию – от р. Бзыбь до р. Псоу.
Центральной её частью считался сегодняшний район Гудауты. Коренное население района в основном бзыбцы – обладающие особым диалектом абхазского языка. В посёлке насчитывалось около 8-ми тысяч человек. В селе вот уже много столетий подряд, местное население занимается пчеловодством. Горный мёд полученный здесь славится удивительным вкусом и целебными свойствами.
Его качество известно за пределами республики Абхазия. В селе Бзыбь находится ипподром, где проводятся скачки республиканского чемпионата по конному спорту. Старинное селение Бзыпта (Бзыбь) известно не только конными соревнованиями и своим абхазским мёдом. Славится село Бзыпта (Бзыбь) ещё и своими крепостями.
{jumi[*3]}
Здесь у самого выхода из известняковых теснин, там где начинается приморская низменность, свыше 1000 лет назад, были выстроены 2-е крепости - Бзыбская крепость и Калдахварская крепость.
Построенные в IX-X вв эти 2 высокие крепости, защищали проход на перевал. А сегодня эти молчащие свидетели древней истории, как грозные стражи охраняют близлежащую территорию и долину реки Бзыбь.
Первая - Бзыбская крепость, расположена у края левого берега реки. Берег обрывистый, практически полностью зарос вековым лесом. К стене крепости с 4-мя башнеобразными выступами сквозь заросли ведёт тенистая тропа. Выступы мощные, полукруглые. Между ними просматриваются древние проломы - видимо это следы бывших сражений. Часть стен, со стороны реки Бзыбь окружавших большой крепостной двор, обрушилась.
Отсюда, меж деревьев, хорошо просматривается вторая крепость - Бзыбская, со своим храмом. Его величественные стены сохранились на полную высоту. Правда храм утратил свой свод и купол. От Бзыбского крестово-купольного храма Х века до наших дней сохранились только крепостные стены с двумя воротами и остатки башни.
В средние века, когда крепости потеряли свое значение, село Бзыбь отошло во владения кнежеского рода Инал-ипа. Жители села занимались земледелием и различными ремеслами, охотой и бортничеством. А в труднодоступных местах, таких как пещеры, лесные чащобы и гроты укрывались лесные братья (абреки).
Часть из них были те, кто бежал от непосильного феодального гнета, либо укрывался от совершенных преступлений. По преданию, во владениях князя Инал-ипа, в одной из пещер Бзыбского двуречья, скрывались 2 брата из горного села Псху.
Находясь на охоте в тех местах, однажды князь увидев их, пригласил к себе в гости, пообещав им свое покровительство. Когда же 2 брата пришли в крепость, князь, нарушив закон гостеприимства, сделал их своими слугами и назвал именем Авидзба. Младшему брату было наказано служивать княжне.
{jumi[*4]}
Однако молодой красавец-абрек очень понравился ей, и княжна бежала с братьями в направлении реки Гумиста. Разъяренный князь узнав про это, послал погоню. старший брат Решив спасти влюбленных, старший брат решил пожертвовать собой.
Он встретил преследователей в узком ущелье, где от его метких стрел погибли слуги и князь, а сам погиб от полученных ран. Младший брат и княжна успешно дошли до местечка Гумма. От них и пошел многочисленный род Авидзба.
Ещё во время 1-ой мировой войны было организовано строительство Черноморской железной дороги Туапсе - Ново-Сенаки (сейчас г. Цхакая). Однако из за революционных событий, дорогу построить не успели и сейчас памятником хороших намерений прошлого, служат уложенные из речного булыжника устои недостроенного моста, выступающие над рекой Бзыбь. По нему в 1914—1916, собирались провести Черноморскую железную дорогу.
{jumi[*5]}
Позднее железнодорожное полотно все же проложили, оно прошло южнее и ближе к берегу моря. Железных дорог в Абхазии до 1917 года не было. В 1936 году железная дорога была проложена со стороны Тбилиси до города Сухуми. В 1944 году построили железную дорогу Адлер- Сухуми- это сократило расстояние до Тбилиси на 700 км.
В настоящее время с. Бзыбь - это промышленная зона Гагрского района. Здесь находятся: мясокомбинат, молкомбинат, автопарк, пивзавод и другие предприятия.
{jumi[*6]}