Абхазия в древнейший период
Древнейшие изделия первобытного человека на территории Абхазии выявлены в полосе низких предгорий, на поверхности древних морских и речных террас и на склонах передового известнякового хребта. Всего на территории республики к настоящему времени известно до 130 пунктов находок древнейших орудий труда, характеризующих так называемую ашельскую стадию древнекаменного века (нижний палеолит). Первые люди (архантропы, палеоантропы, затем неандертальцы) селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и устраивать засады на животных, в скрытых от ветра ложбинках рядом с источниками сырья.
{jumi[*2]}
Они подолгу задерживались у кремненосных известняковых отложений, где основывали «мастерские» по производству каменных орудий труда. Эти люди могли также пользоваться огнем и умели его разжигать. Долговременная оседлость способствовала изживанию стадных отношений и формированию таких форм организаций труда, когда деятельность каждого из членов данной группы определялась в первую очередь уже интересами всего коллектива.
В период среднего палеолита, около 100 тысяч лет назад Кавказ покрылся ледниками, языки которых достигали среднегорных долин. В последующую эпоху потеплений предгорья и ущелья Абхазии были вновь заселены группами неандертальцев, создавших здесь особый вариант мустьерской (среднепалеолитической) культуры. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок мустьерских орудий, характеризующих период примерно от 90 до 35 тысяч лет назад. Основным занятием мустьерцев были охота на пещерного медведя и оленей, сбор съедобных растений и корнеплодов, изготовление орудий труда.
Помимо кратковременных охотничьих стоянок и мастерских по добыче и первичной обработке кремня, появляются и долговременные многофункциональные стойбища, жители которых были объединены не только совместной работой по добыче средств к существованию, но и зачатками родовых отношений. В конце периода на основе взаимосвязей между такими коллективами формируются предплемена – этнически близкие группы общин, связанных единством территории, хозяйства и культуры.
В мустьерский период все большую роль в жизни людей начинают играть пещеры, во множестве существующие в горной зоне Абхазии. Древнейшие следы обитания людей выявлены в Ахштырской пещере вблизи Адлера (300 метров над уровнем моря) и в гроте Апианча (Кеп-Богаз) близ Цебельды (250 метров над уровнем моря). К позднемустьерскому времени относятся такие жилища закрытого типа, как пещера Мачагуа в селе Хуап и пропасть Абхазских спелеологов вблизи Нового Афона.
Примерно 35 тысяч лет назад территория Абхазии была заселена кроманьонцами, по своему физическому типу уже почти не отличавшимися от ныне живущих людей. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок орудий труда, характеризующих две стадии развития человеческого общества, следующие за мустьерской – их археологи назвали соответственно верхнепалеолитической (между 35–12 тысячами лет до н. э.) и мезолитической (примерно 12–7 тысячелетия до н. э.).
{jumi[*3]}
В верхнепалеолитическую эпоху была создана первичная общественная ячейка – община, состоящая из нескольких больших семей, обитавших либо в пещерах, либо в совмещенных деревянных жилищах. Одно такое жилище известно на окраине нынешнего Сухума (Лечкоп). Семья группировалась вокруг женщины-матери, уважаемой хранительницы кровного родства, огня и традиций.
Именно тогда, в эпоху матриархата, получили распространение первые украшения, кроеная одежда из кожи и меха, плетеные веревки, лук и стрелы, гарпуны для охоты на рыбу, тяга к искусству – живописи и скульптуре, экономические связи, уважение к умершим, языковая дифференциация и другие черты человеческой жизни, существующие до сих пор. Навыки обработки кремня привели к изобретению составных орудий труда – ножей, серпов, гарпунов и т. п.
В мезолите возникают серьезные трудности в поисках пищи. Совершенствование охотничьего оружия привело к обеднению фауны, все большее значение приобретает охота на мелких животных, изыскиваются новые источники питания, усиливается значение рыболовства и собирательства. Оскудение пищевых ресурсов привело к раздроблению общин, резкому уменьшению площади и числа поселений, усилению межплеменных столкновений. Назрела необходимость перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Важные сведения о быте «человека разумного» на территории Абхазии сохранили его пещерные жилища, исследованные в окрестностях Цебельды (Холодный грот, Апианча и др.).
В VI тысячелетии до н. э. население северо-восточного Причерноморья вошло в эпоху неолита, когда произошли решающие изменения в способах добывания человеком пищи – на смену присваивающему хозяйству охотников и собирателей пришло земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство на Кавказе возникло в условиях тесных контактов с переднеазиатским населением, частично сформировавшись на местной основе, частично впитав новые черты, привнесенные с юга.
На территории Абхазии известны до 20 пунктов находок неолитического времени. На раннем этапе неолита все еще используются пещерные жилища (стоянки верхних слоев грота Апианча и Холодного грота, где найдены зерна проса). Однако позднее, в условиях распространения навыков строительства деревянных хижин, поселения располагаются уже, как правило, на открытых площадках в поймах рек и на террасах (Лемса, Кистрик, Чхортоли и др.).
В конце IV-II тысячелетиях до н. э. происходит зарождение и развитие металлургии – изготовление орудий сначала из меди, а затем бронзы, однако камень продолжает играть важнейшую роль в хозяйстве на протяжении всего медно-бронзового века. Наиболее яркие памятники того времени – стоянки земледельцев с тысячами каменных мотыжек так называемого «сочи-адлерского» типа, выявленные в северо-западной Абхазии. Помимо мотыг, жители этих поселков изготовляли кремневые наконечники стрел и дротиков, вкладыши для серпов, костяные проколки, иглы и другие предметы. В средствах производства продолжают абсолютно преобладать каменные изделия, даже браслеты еще делались из полированного камня, но изредка уже попадаются и изделия из металла – медные и электровые украшения, медные топоры и наконечники копий (Сухум, Атара).
Широко известны памятники Очамчирской культуры, получившей свое название по древнему поселению на западной окраине районного центра Очамчыра. Исследователи по-разному датируют эти памятники: одни – III тысячелетием, другие – первой половиной II тысячелетия до н. э. Основные черты хозяйства эпохи – земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, ткачество, металлургия, керамическое производство, обработка камня и кости, торговля и т. п. Поселения этой культуры – небольшие скопления деревянных хижин – располагались в прибрежной низменности (Очамчыра, Мачара) и на склонах и вершинах холмов (Гумиста, Гуад-иху).
Религиозные представления их жителей сводились к языческим земледельческо-скотоводческим культам, это нашло свое отражение в орнаментике и зооморфных украшениях глиняных сосудов. Погребения людей, отражающие некоторые черты заупокойного культа, найдены на Гумистинском поселении – это опущенные в грунт и обложенные булыжниками скорченные костяки на боку. В могилах найден скудный каменный инвентарь.
Особое значение в развитии хозяйства Абхазии того времени имело резкое усиление роли дерева, в особенности его использование в плужном земледелии. Древнейшая на Кавказе деревянная соха ближневосточного типа была обнаружена в «очамчирских» слоях поселения в районе села Печори (Галский район). С помощью пары волов теперь можно было обработать и засеять неизмеримо большую площадь, чем мотыгами при подсечном земледелии.
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи – монументальные погребальные сооружения) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н. э. В этот период особое связующее значение приобретают перевалы Большого Кавказа, когда по обе его стороны распространяются одинаковые формы и других элементов материальной культуры, образовывая единую западнокавказскую культурную общность. Юго-восточная граница расположения дольменов проходит по линии Эшера – Цебельда. Их общее число в Абхазии достигает 60. Самый высокий на Кавказе плиточный дольмен находится в селе Азанта близ Сухума.
{jumi[*4]}
Строительство дольменов требовало большого труда. С помощью деревянных клиньев, воды и рычагов древние мастера выламывали каменные плиты, а затем обрабатывали их поверхность каменными и бронзовыми орудиями. Отверстие, в которое заносились останки умерших находились, как правило, в передней стенке и затыкались каменной притертой пробкой. Одновременно в качестве погребальных помещений в горах широко использовались пещеры и гроты.
В дольменах и пещерах обнаружено большое число изделий из мышьяковистой бронзы: топоры, кинжалы, крюки, булавки, украшения, наряду с которыми продолжали широко использоваться изделия из кремня, в частности, наконечники стрел. Много найдено и керамических сосудов, однако в своем большинстве это специально изготовленные миниатюрные копии бытовой посуды, использовавшиеся при обряде «кормления души» умершего.
До конца своеобразный механизм жизни, приведший к строительству дольменов, еще не разгадан. За дольменным периодом последовал довольно значительный период упадка, пока представленный очень ограниченным числом находок, характеризующих эпоху поздней бронзы.
Абхазия, как и все Западное Закавказье, - один из древнейших очагов бронзовой металлургии Кавказа. Так, Башкапсарские медные рудники в верховьях реки Бзыбь (2200 метров над уровнем моря) функционировали, предположительно, с конца III тысячелетия по VIII век до н. э. Археологами выявлено здесь 13 объектов, среди которых – выработки открытого типа, вертикальные шахты и горизонтальные многоярусные штольни с боковыми камерами.
Бронзовые вещи обычно изготовлялись с помощью литейных форм. Литейные формы топоров и других изделий найдены в различных пунктах Абхазии (Мачара, Тамыш, Кистрик, Тагилони), что говорит о местном происхождении самих вещей. Нередки находки тиглей, с помощью которых расплавленный металл разливался по формам.
Своего расцвета бронзовая металлургия и металлообработка в Абхазии достигли в период бытования здесь, как и на всем Западном и Центральном Кавказе, колхидо-кобанской культуры в ее локальном варианте (начало I тысячелетия до н. э.). В условиях усиления ближневосточного (через Малую Азию и Урарту) и восточно-средиземноморского влияния формируется обширная культурная общность, известная как колхидо-кобанская металлургическая провинция. В числе ее творцов находились и предки нынешних абхазов – многочисленные гениохские племена.
В этот период река Бзыбь начинает играть важную разделительную роль, пройдя между двумя культурными районами колхидо-кобанской провинции – северо-восточнопричерноморским и, протянувшимся от Геленджика, и северо-западноколхидским («абхазским»). Характерные черты последнего варианта – бронзовые боевые и парадные, с нанесенной стальным резцом гравировкой топорики, разнообразные кинжалы, дуговидные фибулы-застежки, крупные головные булавки, пластинчатые пояса, обряд вторичного захоронения, возможно, унаследованный от дольменов, но вместо них для захоронения костей умершего применялся крупный глиняный сосуд.
В VIII-VII вв. до н. э. предки абхазов освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара. В VII-VI веках до н. э. в Абхазии научились превращать железо в сталь, которая могла воспринимать закалку.
{jumi[*5]}
В VIII веке до н. э. на территории Абхазии наблюдается резкое увеличение населения. Если памятники предшествующего периода (X-IX века до н. э.) пока практически не известны, то последующие два столетия характеризуются двумя десятками поселений и таким же количеством связанных с ними могильников. Тогда было положено начало таким крупным родовым кладбищам, как Красный Маяк, Гуад-иху, Эшера, Джантух и др. Земледельческо-скотоводческий характер хозяйства подчеркивается большим числом бронзовых мотыг и функционально близким к ним бронзовых сечек, а также культовыми скульптурными изображениями домашних животных.
Поселения состояли из нескольких деревянных домов, расположенных либо на берегу (поселки солеваров и рыболовов), либо на вершинах холмов с хорошей естественной защитой. Жители поселков занимались металлообработкой, керамическим производством, ткачеством и другими видами ремесла. Принадлежало такое поселение, скорее всего, одной большой семье, подчинявшейся самому опытному мужчине. Основной общественной ячейкой в этот период был патриархальный род во главе со старейшиной. Тогда же формируются племенные объединения или небольшие союзы племен, производственные и административные центры которых находились в укрепленных городищах, как, например, поселение Диха-Гудзба в Пичори (Галский район).
VIII-VII века до н. э. в Колхиде – период расцвета разносторонних связей с соседними территориями. В посуде как глиняной, так и бронзовой, топорах и браслетах просматриваются влияния из Фригии и прилегающих районов Северо-Восточной Анатолии. В кинжалах, шлемах, бляхах, поясах хорошо видно воздействие культуры Урарту, в пекторалях – Ирана, в фибулах – островной Греции через Малую Азию.
В VII-VI вв. до н. э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Формирование местной культуры развитого железного века приходится на период греческой колонизации побережья Абхазии.
{jumi[*6]}