Храмы и соборы

Православные соборы, монастыри и церкви Гагрского района

Существует много версий по поводу начального проникновения христианства в древнюю Абхазию. Из предания первоначальные семена христианства занесены были в Абхазию апостолом Андреем Первозванным в I веке. В предании упоминается и его спутник Симон Кананит, приехавший в Абхазию через приморский город Трапезунд и через Капподокию. Согласно данным Митрополита Макария (известного церковного историка), апостол Андрей Первозванный прошел с проповедью до южного побережья Чёрного моря, в Понт и Вифинию и дошел до Абхазии, придя в г. Себастополис.

Просвящая абхазов, по преданию, во время гонения в 55 году, Симон Кананит, был подвергнут мученической смерти на берегах р. Псырцха, где был захоронен. Позднее на этом месте выстроили церковь освятив её честь Кананита. Предположительно, тело Симона Кананита покоится в этой старой церквушке. Скорее всего эти ранние христианские реалии и стали поводом для создания в Питиунте (Пицунда) на территории Абхазии, древней христианской епископии. В Абхазии первые христианские храмы строятся в начале IV-V веков внутри римско-византийских укреплений (Себастополис, Питиунт).

Православные соборы, монастыри и церкви Гагрского районаС середины VI века храмы стали выстраивать и за пределами этих городов, в селениях Алахадзы, Лыхны, Дранда и других сёлах. Практически полная христианизация здешнего населения происходит в этом же веке. В Абхазии четко выделяются 2-а этапа развитии зодчества раннесредневекового периода. В VI-VII веках преимущественно строились базилики с деревянными перекрытиями.

Искания, в этот период времени в области создания центрических композиций на базиликальной основе приводят к тому, что со 2-ой половины VIII века и до середины X века, строили в основном большие купольные храмы такие как: Бзыбь, Пицунда, Лыхны, Моква и другие, а некоторые базилики более ранние подвергались основательной переделке.

К раннесредневековых чертам храмов Абхазии стоит отнести алтарные апсиды, обычно выступающие в восточных частейздания. Количство апсид в храмах встречается как одна и две. Однако преобладают трехапсидные варианты храмов, которые снаружи обычно пятигранные. В VI-X вв. граненые центральные апсиды уже сочетаются с боковыми - полукруглыми.

Православные монастыри и церкви Гагрского районаНаиболее поздним и более выдающимся памятником архитектуры Абхазии, раннесредневекового периода, является Моквский собор. Он выстроен в 40-50-х годах X века.

В период перехода от ранних веков к развитым средним векам, Абхазское царство превращается в Абхазо-Грузинское феодальное государство. Его окончательное формирование приходится на конец X века. Период характерен изменением облика монументальных сооружений Абхазии. В первых рядах стоят храмы.

Они утрачивают византийскую гранность апсиды, наряду с остальными изменениями и приобретают прямоугольный наружный план в соответствии с традициями восточно- грузинской храмовой архитектуры. В развитии церковной архитектуры подъём наблюдается в XIV веке.

Период способствует расширению роли монастырей. Возводятся небольшие храмы, старенькие церквушки обрастают пристройками, в них заново делаются росписи. Местная архитектура испытывает снова западноевропейское или византийское влияние. С середины XIX по начало XX столетия в Абхазии образуется целый ряд городов- центров таких как: Гагра, Сухум, Очамчира. В них строятся небольшие церкви. Строится целый комплекс сооружений Ново-Афонского монастыря.

Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата,

Пицундский храм - расположен в близи городища Пацунды. Был признан в Абхазии крупнейшим храмом раннего средневековья.

Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии. Наиболее прост по композиции...

  1. Гагра
  2. Пицунда
  3. Афон

Наши контакты

Хотите связаться с нами, задать вопрос, получить более полную информацию? Мы будем рады помочь Вам.

Яндекс.Метрика