Новый Афон

Новый Афон

Отдых в Новом Афон
потрясает туристов...

Апсны (Аҧсны)

Апсны

Абхазия (абх. Аҧсны
Республика Абхазия.

Пицунда

Отдых в Пицунде

Прекрасный отдых в Пицунде,
обеспечит чистая вода

Афонская пещера

Новоафонская пещера

Одно из удивительнейших
чудес, Республики Абхазия.

Отдых в Сухум

Отдых в Сухуми

Отдых в столице Сухум,
гос.Республики Абхазия

 Анакопия

Анакопийская крепость

Анакопийская крепость всегда привлекала туристов...

КУРОРТУ ГАГРА 110 ЛЕТ

Абхазия

Абхазия

Республика Абхазия - сказочной красоты земля.

Отдых в Гаграх

Отдых в Гаграх

Отдых в Гаграх –  популярный курорт Российских туристов.

Отдых в Гудаутах

Отдых в Гудаутах

Отдых в Гудаутах популярен среди россиян.

Леселидзе

Отдых в Леселидзе

Леселидзе - это самый западный населенный пункт Абхазии.

Абхазия, Апсны (абхазское Аҧсны - в переводе «Страна Души»)

Небольшое частично признанное государство на Кавказе.

Республика Абхазия - все на одном сайте.

Информационно-познавательный портал об Абхазии. Информация об отдыхе, экскурсиях и туризме. Районы и города Абхазии. Пансионаты, санатории, гостиницы и отели курортов: Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон, Сухум. Сведения по географии, природе, истории, культуре, экономике, государственному устройству и вероисповеданию. Достопримечательности Абхазии. Карты курортов, фото и видео, Есть цены, фото и телефоны для бронирования.

 Еврейская община Абхазии в круговороте кавказских событий.

В начале 1990-х годов на развалинах Советской империи пожаром войны запылал Кавказ. Стоит вспомнить Карабахский конфликт, осетино-ингушское противостояние, чеченский кризис, военные действия в Абхазии…

Чума войны приносила беды многим. Вместе с другими народами страдали и евреи. Спасаясь от кровопролитных конфликтов, евреи стали покидать регион. Буквально на глазах исчезла некогда многочисленная еврейская община Грозного. Большая часть многотысячной общины горских евреев покинула свои традиционные центры в Дагестане.

Еврейская община АбхазииТакже сократилась еврейская община Абхазии. В 1989-м году в столице Автономной Абхазской республики – Сухуми – проживало более двух с половиной тысяч евреев, еще около пятисот были расселены в Новом Афоне, Гаграх, Ткварчели, Очамчире. Казалось, ничего не предвещало беды. Евреи (как грузинские, так и ашкеназские) находились в добрососедских отношениях с представителями всех национальностей, населявших полиэтничную Абхазию.

Многие евреи внесли свой вклад в развитие республики. В Сухуми до сих пор помнят нейрохирурга И.Орловского, академика, директора Всесоюзного центра приматологии Б.Лапина, главного терапевта Абхазии Т.Зализняк, А.Глускера – главного инженера железной дороги и многих, многих других.

Еврейская община Абхазии

Cинагога в г. Сухуми 28 июля 2004 г.

Но наступает страшный августовский день 1992-го года. Для евреев, как и для других народов Абхазии, этот момент служит отправной точкой непрекращающейся борьбы, борьбы за жизнь. Именно тогда началась война, война, тянувшаяся больше года. С ее началом был связан массовый исход евреев из Абхазии. Большинство покинуло республику на высланных Израилем “Боингах”, некоторые спаслись морем, часть осталась.

Оставшиеся были людьми старшего поколения, часто – тяжело больными. Были и те, которые решили помочь абхазам в их борьбе за независимость. Среди них – дети сухумского фотомастера В.Левинтаса. Игорь и Ирэна плечом к плечу сражались рядом с абхазами, армянами и добровольцами с Северного Кавказа. Ветераны этой войны и сейчас вспоминают Игоря как храброго и меткого стрелка, а Ирэну как заботливую медсестру.

Посещение послом Израиля в Грузии госпожой Ривкой Коэн синагоги в г. Сухуми 28 июля 2004 г.

Посещение послом Израиля в Грузии госпожой

Ривкой Коэн синагоги в г. Сухуми 28 июля 2004 г.

К счастью, и Игорь, и Ирэна остались невредимы. Меньше повезло их отцу: война отняла у него ногу. В 1998-м году вся семья репатриировалась в Израиль. В наиболее тяжелом положении оказались евреи, оставшиеся в Сухуми – городе, занятом грузинскими вооруженными формированиями. Столица Абхазии – некогда цветущий черноморский курорт – была разрушена и разграблена. Многие евреи пострадали от нападений бандитов. Но самым страшным испытанием был голод. Продовольствие почти не поступало. А если что-либо и появлялось в магазинах, люди боялись выходить из домов. Но Б-г не забывает евреев; и многие, оказавшиеся на краю гибели, были чудом спасены. Можно привести один случай, произошедший в то ужасное время.

Пожилой еврей, коренной сухумчанин, пошел проведать дочь, которая, пересилив страх, продолжала работать парикмахером в салоне причесок. Когда отец появился в дверях, он увидел трех вооруженных бандитов, домогавшихся его дочери. Старик вступился за дочь и попросил отпустить девушку. Сначала бандиты издевались, презрительно насмехаясь над парикмахером и ее отцом, а спустя некоторое время поинтересовались религиозной и национальной принадлежностью несчастных. Узнав, что перед ними евреи, мхедреонивцы не только отпустили семью с миром, но и попросили прощения. Объяснялось это личным расположением, которое испытывали некоторые грузины к евреям. Однако следует отметить, что подобные ситуации – явления, скорее, из ряда вон выходящие, нежели закономерность. 

Синагога ашкеназских евреев в г. Сухуми, ныне еврейский клуб

Синагога ашкеназских евреев в г. Сухуми, ныне еврейский клуб

Следующий виток злоключений еврейской общины начался с освобождения Сухуми осенью 1993-го года. Волна грабежей и убийств прокатилась по столице. Больше всего страданий выпало на долю оставшегося грузинского населения, и нередко под горячую руку попадали грузинские евреи. Так как, в отличие от ашкеназов, их родным языком является грузинский язык, и они носят грузинские фамилии, не каждый абхаз, не говоря уже о чеченцах и кабардинцах, поймет, что перед ним еврей, а не грузин. В течение десяти послевоенных лет большинство грузинских евреев покинули Абхазию.

На сегодняшний день еврейскую общину составляют в основном ашкеназы – более ста человек. Грузинских евреев осталось лишь двое. Положение евреев в Абхазии по-прежнему оставляет желать лучшего. Лишь недавно абхазские евреи стали получать минимальную российскую пенсию (абхазская пенсия составляла сумму от 60 до 150 российских рублей). Это событие имеет большое значение в связи с преклонным возрастом абсолютного большинства представителей общины. К 2004-му году все евреи Абхазии получили российское гражданство, что, во многом, облегчает им жизнь. За послевоенные годы было создано общество “Шалом”. Стараниями его председателя Льва Хайкина евреи непризнанной республики стали получать помощь от международных благотворительных организаций: “Джойнт”, “Сохнут” и других.

Синагога грузинских евреев в г. Сухуми

Синагога грузинских евреев в г. Сухуми

В конце июля 2004-го года состоялся первый официальный визит представителя израильского МИДа в непризнанную республику. Это событие положительно повлияло на отношение к евреям со стороны абхазского населения. С теплыми словами к Ривке Коэн (послу Израиля в Грузии и Армении) обратились члены правительства Абхазии и лидеры еврейской общины.

Сегодня перед этой небольшой еврейской общиной простираются миллиарды неразрешенных вопросов. Еврейское кладбище находится в ужасном состоянии, сухумская синагога, служащая местом встречи евреев, требует ремонта. Но все-таки, самой главной и непреходящей ценностью является жизнь людей. Кто знает, может быть, если сгинет гнетущий мрак войны, пред нашим взором предстанет возрожденная еврейская община этого райского уголка земли.

ОБ ОБЩИНЕ

По сведениям выдающегося ученого и политического деятеля Республики Абхазия Юрия Николаевича Воронова, присутствие иудеев в Абхазии отмечается с эллинистической эпохи ( III – II вв. до н.э.). Об этом свидетельствуют различные археологические находки, в том числе каменная гемма с надписью «Яхве». Есть находки, подтверждающие значимую роль Хазарского каганата (принявшего иудаизм в качестве государственной религии) на рубеже VIII – IX веков в создании (формировании) Абхазского царства.

В XIX веке в Абхазию первыми переселились представители еврейской общины из Тифлиса, по архивным данным, в Гагре они занимались перепиской еврейских книг. С середины XIX века еврейская община стала стремительно расти. Она формировалась за счет тех, кто переселился сюда из различных губерний России. Более позднее упоминание о евреях в Абхазии относится к началу и середине XX века. В Сухуме всегда функционировала небольшая синагога и школа. Евреи в тот период занимались мелкой торговлей и ремеслами.

В середине 50-х годов прошлого века в Абхазии, в большой части в Сухуме и Гагре, проживало около 3-х тыс. евреев. Большая часть общины принадлежала к так называемым грузинским евреям. На их средства была построена новая синагога, которая существует до сих пор. По разным причинам, социальным и политическим, в 70-80 годы евреи, в основном грузинские, стали переезжать в Россию и Израиль. В те годы евреи занимали видное положение в абхазском обществе. Среди них было немало отличных врачей, юристов, инженеров, музыкантов, ученых.

Вот неполный перечень: врач-кардиолог, профессор Давид Какиашвили; главный терапевт Абхазии Татьяна Зализняк; нейрохирург Изя Орловский; стоматолог Александр Городецкий; главный инженер морского порта Яков Пиастро; главный инженер кожкомбината Вениамин Рабинович; писатель и журналист Семен Апт; фотокорреспондент Семен Коротков; скрипач Абрам Носкин; изобретатель Шуня Фельдман; завуч музыкальной школы Циля Левинтас; ее муж, замечательный фотограф Владимир Левинтас и наконец, академик, директор института приматологии Борис Лапин.

К началу Отечественной войны абхазского народа 1992-1993 годов, в которой также участвовали евреи, например сын и дочь фотографа Левинтаса, в Абхазии проживало более 3,5 тыс. евреев. Во время войны большая часть общины эмигрировала в Израиле, откуда в Сухум были присланы 3 самолета и пароход. После окончания войны еще около ста евреев выехали в разные страны.

В Абхазии также, как и в Крыму, проживают представители небольшой этнической группы, которые называют себя «крымчаками». Они исповедуют иудаизм, но говорят на татарской языке.  В 1994 году в Абхазии было создано культурно-благотворительное общество «Шалом». На сегодняшний день оно насчитывает около 200 человек, в основном, людей пожилого возраста.

Единственная организация, которая оказывает благотворительную помощь еврейской общине – ростовский филиал международного гуманитарного фонда "Джойнт", занимающегося поддержкой еврейских диаспор в разных странах мира. Пенсионеры и инвалиды получают продуктовые наборы и лекарства. За последние годы несколько еврейских семей возвратилось в Абхазию

Поделись ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!


  1. Гагра
  2. Пицунда
  3. Афон

Наши контакты

Хотите связаться с нами, задать вопрос, получить более полную информацию? Мы будем рады помочь Вам.

Яндекс.Метрика