Духовное наследие

Традиционная культура абхазов.

Данные социологического опроса населения Абхазии (1997 и 2003 гг.) свидетельствуют о высокой степени религиозности абхазов. В 2003 г. 60% респондентов отнесли себя к христианам, 16% - к мусульманам, 8% -к атеистам и неверующим, 5% -к язычникам, 3% - к приверженцам абхазской религии, менее чем по 1% приходится на "Свидетелей Иеговы" и иудеев. 6% затруднились ответить.

Высокие показатели уровня религиозности населения Абхазии еще не означают, что все абхазы являются глубоко верующими людьми или хотя бы обладают элементарными представлениями об основах религии.

АбхазыУ значительного количества людей декларируемая приверженность к христианству продолжает оставаться совершенно формальной. Даже в дни наиболее значительных христианских праздников в церквах совсем мало прихожан. Тогда как в абхазских языческих святилищах нередко присутствуют многие сотни людей.

У абхазов несоответствие между заявленной конфессиональной принадлежностью и реальными религиозными представлениями имеет особую специфику. Они искренне верят в существование единого Бога-Творца (Анцэа), но не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают церкви, не причащаются и не соблюдают постов.

Одной из главных причин, препятствующих упрочению позиций православия, является нынешний неопределенный статус Православной Церкви в Абхазии. После войны 1992-1993 гг. Сухумо-Абхазская епархия Грузинской Православной Церкви осталась без епископа. Глава епархии митрополит Даниил (Датуашвили), который постоянно служил молебны о победе грузин, был вынужден бежать в Тбилиси. В результате уже более десяти лет руководство Грузинской Церкви не может руководить деятельностью православных приходов в Абхазии.

РПЦ, несмотря на большое количество проживающих в Абхазии русских, продолжает рассматривать местные православные приходы исключительно как часть Грузинской Православной Церкви. Эта принципиальная позиция РПЦ была вновь подтверждена в конце июля 2003 г., когда Синод РПЦ принял специальное постановление о признании Абхазии частью канонической территории Грузинской Православной Церкви.

В настоящее время православные приходы Абхазии действуют без епископского окормления и управляются временным Епархиальным советом из представителей местного православного духовенства. До недавнего времени этот совет отказывался признавать верховенство Грузинской Православной Церкви и не признавался ею в качестве законной структуры. Таким образом, православные приходы Абхазии остаются вне рамок нормального канонического общения как с Грузинской, так и с Русской Православными Церквами. В результате большинство православных церквей Абхазии не имеют священников.

Нечто подобное происходит и с исламом, некогда игравшим весьма важную роль в политической жизни Абхазии (XVII-XVIII вв.). Позиции ислама были подорваны массовым отъездом наиболее исламизированной части абхазов в Турцию в конце XIX в. и длительным нахождением Абхазии в составе Российской империи, а затем - СССР.

В Абхазии до сих пор нет ни одной мечети, считающие себя мусульманами абхазы не почитают Пророка Мохаммеда и в своем подавляющем большинстве не имеют ни малейшего представления о Коране. Лишь некоторые отождествляли Аллаха и Бога-Творца Анцэа, уточняя при этом, что "Аллах -это Бог для всех людей", которого они глубоко почитают, но рядом с ними постоянно находится и их собственный ангел-хранитель (Дыдрыпш, Лыхных, Лдзааных и др.).

У абхазов-мусульман не существует никаких ограничений в еде и питье. Обряд обрезания воспринимается ими как нечто неестественное и постыдное. Секрет веротерпимости абхазов в том, что на самом деле абхазские "христиане" и абхазские "мусульмане" исповедуют общую религию своих предков. Нынешние служители Православной Церкви Абхазии, сознавая эти особенности, подчеркнуто уважительно относятся к традиционной религии и постоянно присутствуют на наиболее важных молениях в абхазских святилищах.

Дальнейшее направление развития конфессиональной ситуации и судьба Православной Церкви в Абхазии в первую очередь зависит от политических факторов. Отсутствие канонических отношений между Грузинской Православной Церковью и православными приходами в Абхазии создало благоприятную ситуацию для функционирования в Абхазии различных новых религиозных движений. В этих условиях деятельность по уменьшению политизации церковной жизни в Абхазии приобретает особую актуальность.

Александр Борисович КРЫЛОВ  Доктор исторических наук, Российский институт стратегических исследований

Поделись ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!


  1. Гагра
  2. Пицунда
  3. Афон

Наши контакты

Хотите связаться с нами, задать вопрос, получить более полную информацию? Мы будем рады помочь Вам.

Яндекс.Метрика