Духовное наследие

Традиционная культура абхазов.

АбхазыДанные социологического опроса населения Абхазии (1997 и 2003 гг.) свидетельствуют о высокой степени религиозности абхазов. В 2003 г. 60% респондентов отнесли себя к христианам, 16% - к мусульманам, 8% -к атеистам и неверующим, 5% -к язычникам, 3% - к приверженцам абхазской религии, менее чем по 1% приходится на "Свидетелей Иеговы" и иудеев. 6% затруднились ответить. Высокие показатели уровня религиозности населения Абхазии еще не означают, что все абхазы являются глубоко верующими людьми или хотя бы обладают элементарными представлениями об основах религии.

У значительного количества людей декларируемая приверженность к христианству продолжает оставаться совершенно формальной. Даже в дни наиболее значительных христианских праздников в церквах совсем мало прихожан. Тогда как в абхазских языческих святилищах нередко присутствуют многие сотни людей.

У абхазов несоответствие между заявленной конфессиональной принадлежностью и реальными религиозными представлениями имеет особую специфику. Они искренне верят в существование единого Бога-Творца (Анцэа), но не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают церкви, не причащаются и не соблюдают постов.

Одной из главных причин, препятствующих упрочению позиций православия, является нынешний неопределенный статус Православной Церкви в Абхазии. После войны 1992-1993 гг. Сухумо-Абхазская епархия Грузинской Православной Церкви осталась без епископа. Глава епархии митрополит Даниил (Датуашвили), который постоянно служил молебны о победе грузин, был вынужден бежать в Тбилиси. В результате уже более десяти лет руководство Грузинской Церкви не может руководить деятельностью православных приходов в Абхазии.

РПЦ, несмотря на большое количество проживающих в Абхазии русских, продолжает рассматривать местные православные приходы исключительно как часть Грузинской Православной Церкви. Эта принципиальная позиция РПЦ была вновь подтверждена в конце июля 2003 г., когда Синод РПЦ принял специальное постановление о признании Абхазии частью канонической территории Грузинской Православной Церкви.

В настоящее время православные приходы Абхазии действуют без епископского окормления и управляются временным Епархиальным советом из представителей местного православного духовенства. До недавнего времени этот совет отказывался признавать верховенство Грузинской Православной Церкви и не признавался ею в качестве законной структуры. Таким образом, православные приходы Абхазии остаются вне рамок нормального канонического общения как с Грузинской, так и с Русской Православными Церквами. В результате большинство православных церквей Абхазии не имеют священников.

Нечто подобное происходит и с исламом, некогда игравшим весьма важную роль в политической жизни Абхазии (XVII-XVIII вв.). Позиции ислама были подорваны массовым отъездом наиболее исламизированной части абхазов в Турцию в конце XIX в. и длительным нахождением Абхазии в составе Российской империи, а затем - СССР.

В Абхазии до сих пор нет ни одной мечети, считающие себя мусульманами абхазы не почитают Пророка Мохаммеда и в своем подавляющем большинстве не имеют ни малейшего представления о Коране. Лишь некоторые отождествляли Аллаха и Бога-Творца Анцэа, уточняя при этом, что "Аллах -это Бог для всех людей", которого они глубоко почитают, но рядом с ними постоянно находится и их собственный ангел-хранитель (Дыдрыпш, Лыхных, Лдзааных и др.).

У абхазов-мусульман не существует никаких ограничений в еде и питье. Обряд обрезания воспринимается ими как нечто неестественное и постыдное. Секрет веротерпимости абхазов в том, что на самом деле абхазские "христиане" и абхазские "мусульмане" исповедуют общую религию своих предков. Нынешние служители Православной Церкви Абхазии, сознавая эти особенности, подчеркнуто уважительно относятся к традиционной религии и постоянно присутствуют на наиболее важных молениях в абхазских святилищах.

Дальнейшее направление развития конфессиональной ситуации и судьба Православной Церкви в Абхазии в первую очередь зависит от политических факторов. Отсутствие канонических отношений между Грузинской Православной Церковью и православными приходами в Абхазии создало благоприятную ситуацию для функционирования в Абхазии различных новых религиозных движений. В этих условиях деятельность по уменьшению политизации церковной жизни в Абхазии приобретает особую актуальность.

Александр Борисович КРЫЛОВ
Доктор исторических наук,
Российский институт стратегических исследований


Вам понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!


  • Видео

  • Фотографии

Sample Image Sample Images Sample Images Sample Images Sample Images Sample Images

Самолётом в Абхазию!

Активные участники нашего блога

Озеро рица

Ри́ца  — горное озеро ледниково-тектонического происхождения.

Озеро рица

Олеандр

В природе произрастает три вида олеандра, в культуре только...

Олеандр в Абхазии

Мерхеул

Про мархяулский минеральный источник в Абхазии ходят легенды.

Мархяулский минеральный источник

Рассылка новостей

Не пропустите интересных событий публикуемых на нашем сайте!

Наши контакты

Хотите связаться с нами, задать вопрос, получить более полную информацию? Мы будем рады помочь Вам.

  • Skype: hippo.dn

Мы в социальных сетях !

Мы в социальных сетях. Узнавайте последние новости о нас в социальных сетях! Делитесь с друзьями! Присоединяйтесь и следите за нашими новостями!

Яндекс.Метрика

Проверка тиц pr

Настоящий ПР abkhazia-apsny.ru