Железнодорожный вокзал Гагры – это не просто архитектурное сооружение, это портал в историю и культуру Абхазии.
Величественное здание, расположенное в Новой части курортного города. Оно словно магнит притягивает взгляды туристов и местных жителей. Его монументальность и изящество отражают дух эпохи, когда Гагра была одним из самых престижных мест отдыха на Черноморском побережье.
Вокзал был построен в эпоху расцвета сталинского ампира. Построен он был в 1943 году и сдан в промышленную эксплуатацию как станция Гагра-Товарная. В 1940-х годах основная масса пассажиропотока с севера и юга обрабатывалась на станциях Гагра-Пассажирская (Гагрыпш) и Гагра-Курорт (Абаата). 1 января 1946 года было образовано Сухумское отделение Закавказской железной дороги. В феврале 1951 года состоялось торжественное открытие нового железнодорожного вокзала Ахали-Гагра (Новая Гагра), возведённого по проекту архитектора 3ои Поченцовой-Орлинской. Его архитектура в полной мере отражает величие и размах того времени. Фасад здания украшен колоннами, лепниной и другими декоративными элементами, создающими неповторимый образ. Высокие потолки, просторные залы ожидания и мраморные лестницы создают ощущение роскоши и комфорта.
Органическое включение внутренних двориков в общую планировочную структуру, грациозность и великолепие сооружения радует пассажиров и в наши дни. Ввод в эксплуатацию железнодорожного вокзала на станции Гагра-Товарная открыл новые возможности пространственной организации среды для людей, пользующихся железнодорожным транспортом.
В 1956 году участок Закавказской железной дороги от Сухуми до Весёлого был полностью электрифицирован постоянным током 3 кВ. На линии появились электровозы ВЛ22, ВЛ8 и пассажирские электропоезда. Первый пассажирский электропоезд сообщением Сухуми — Гудаута отправился 22 июля 1956 года. С открытием вокзала в Новой Гагре, способным принимать до 1500 пассажиров в сутки, было решено перенести основной пассажиропоток на станцию Гагра-Товарная. В связи с чем в 1959 году Гагра-Товарная была переименована в станцию Гагра.
В советское время через станцию Закавказской железной дороги Гагра (Гагра-Вокзал) проходило большое количество грузовых и пассажирских составов. В весенне-летний период обслуживалось огромное количество пассажиров. В 1975 году с железнодорожных вокзалов и платформ Абхазской АССР было отправлено 4,2 млн пассажиров, по железным дорогам в пределах республики перевезено 3154 тыс. тонн различных грузов.
К сожалению, во время грузино-абхазской войны вокзал сильно пострадал. Многие годы он стоял заброшенным, напоминая о трагических событиях прошлого. Но сегодня, благодаря усилиям местных властей и неравнодушных граждан, вокзал постепенно восстанавливается.
Сегодня ж/д вокзал выгдлядит стареньким, но на его территории чисто. Есть где купить воды в дорогу или мороженое, имеется туалет, правда на улице, но дойти можно. Скамеечки все целые, можно подождать поезд. На вокзале, на удивление, есть камера хранения и зал ожидания. Зал мрачноват, но если дождь то вполне можно там посидеть в ожидании поезда. Персонал вокзала приятный и отзывчивый. В торце здания есть магазинчик, в котором варят вкусный кофе по восточному.
В настоящем, на железной дороге Абхазии очень не хватает поездов, чтобы быстро и с комфортом добраться до других населённых пунктов, а так - несколько раз в день проходят пассажирские поезда из России и обратно, а также регулярно ходит электропоезд Ласточка из Сочи. Возрождение железнодорожного вокзала Гагры – это символ надежды и новых возможностей. Это знак того, что Абхазия возвращается к мирной жизни и готова вновь принимать гостей со всего мира.
Железнодорожный вокзал Гагры живёт в сердцах людей, напоминая о славном прошлом и вселяя надежду на светлое будущее. Сюда прибывали поезда, наполненные отдыхающими, желающими насладиться красотами абхазской природы и целебным климатом. Здесь встречали родных и близких, отправлялись в путешествия и мечтали о будущем.